Край, достойный легенд и любви.

 В.Зеленчуков                       М О Ё     С Е Л О

Главная      о себе      моя семья      моё предприятие     фотоальбом      мы в Крыму      гостевая

информация   в краю кедровом   аналитика   Кожевниковский район

Ювалинский кедрач

Зимняя сказка

Скачай для обоев

Наши  окрестности

 

Татарникова Светлана (9 кл.)

                                                     Родина. 

 

Люблю поля родные!

Большие, разливные 

Ромашки полевые

Ласкают нежно дух.

        А ветры тихо, нежно

        Гуляют безмятежно.

        Их песни ветровые

        Мой утешают слух.

Ах, Ювала родная!

Красавица какая!

Сравнить тебя с другими

Я даже не могу.

     Родимое приволье

      Полно ты чистой волей.

      И дышится легко здесь,

      Как в радужном саду.

 

 

 

 

Дочь  Ирина

Село Ювала имеет длинную историю, оно богато традициями и хорошими людьми. Обо всём этом узнать можно в музее "Прометей" Староювалинской средней школы.

 

Любим мы Ювалу и речушку Баксу,

И берез хоровод, и рябины красу,

Тишину кедрача и смолы аромат.

Строки наших стихов о любви говорят.

                             ОСНОВАНИЕ СЕЛА. 

     Село Старая Ювала – один из крупных населённых пунктов в западной части Кожевниковского района Томской области. Расположено оно в 35 км от райцентра на таёжной речке Бакса, берущей своё начало из Баксинско-Иксинских болот Колыванского района (бывший Пихтовский район). Приставка к названию села  «старая» говорит о том, что возникло оно, вероятно, в первой половине 18 века.  

    Что касается действительного основания Ювалы, то справка Томского государственного архива от 24.02.1986 года гласит, что в книге « Список населённых мест Сибирского края», выпущенной в Новосибирске в 1929 году, имеются сведения о том, что село Старая Ювала, расположенное у реки Баксы, было основано в 1850 году.

                                                                                        ЛЕГЕНДА.  

-Почему в вашей реке вода черная? – Спрашивают часто приезжие. Если бы такой вопрос задали самому-самому старому жителю села, он бы ответил, может быть, так.

-Это затуманенным  от горя взором из набегающих волн глядит на вас черноокая Бакса.

Давным-давно, когда кедры-бородачи плотно обступали эти места, а река была полноводной и судоходной, поселился на высоком берегу Ювал. Могучим был купец-татарин, из тех,  о ком говорят!  "Бог силушкой не обидел". Боялись его в округе. Промышлял Ювал торговлей  лошадьми, а еще славился ловкостью да хитростью своею. Но не богатствами гордился  он, а красавицей дочерью. Потакал Ювал малейшим прихотям любимой Баксы. Но однажды дочь сказала! «Ты мне отец и мать. Я люблю тебя. Но есть на свете человек, который мне всего дороже.» Побледнел Ювал, гневно сверкнули его очи, когда он услышал имя избранника дочери.

-         Русский? И тот, что встал на моем пути?!

И вспомнил Ювал, как отбили русские украденный им табун в одну из ночей. Как, измазав  грязью лицо, привязал его один из них к кедру.

-Ты смела полюбить его! – и закрыл Баксу в самой маленькой и темной комнате дома. На мольбы и угрозы отца – только молчание да пронзающая до сердца боль в глазах.

    « Образумится!»- думал Ювал.

Да только дочь была рождена с отцовским характером.

    Рванулась она с обезумевшими глазами в дверь, когда работница принесла еду, - и оставила у неё, растерявшейся, платок в руках. Больше её никто не видел. Только побежавшая в след работница заметила на воде под обрывом  расплывающиеся круги.

     Ушел Ювал из этих мест. И скоро, говорят, смерть нашла его на одной из дорог. А имя своё  и  любимой дочери он оставил на нашей земле навечно.

   Легенда о Ювале была записана со слов долгожительницы Сваровской Прасковьи Ивановны, прожившей 106 лет (умерла в 1964 году). Она утверждала, что основателями нашего села были татары.

    Застройка села началась с самого высокого места.      Очень мало старых домов сохранилось в Ювале. Все они имеют характерные для тех времён архитектурные детали: в сторону фасада обращены 5 или 6 окон, резной карниз, резные ставни.

Старинные русские сказания повествуют о ювалинских землях, как о диковинных . Всё здесь необычно, особенно тёмнохвойный лес, в котором главным деревом является кедр. Татары нарекли его « дерево – каравай» или  «хлебным деревом». Орехи его вкусные и питательные, жизнь они делают длинной, болезни короткими. Из кедра получаются самые крепкие строения, они смолисты, а потому не пропускают воду, не рассыпаются в земле. Под крышей  « хлебного дерева» привольно любому зверю, ягоде, лекарственной траве.     

      Ставя здесь деревню, татары выжигали леса под пашню, но кедровые угодья старались не трогать – они кормят, одевают, дают кров и красоту . Со временем на гарях , по соседству  с кедрачами из прилетевших семян поднялись берёзовые рощи . Соединились в единые леса кедр и берёза , два священных дерева . Соединились и люди . В Ювале люди так делили землю : добрая , сносная , худая .

    Землю, на которую они пришли, посчитали сносной, а порою и доброй. Согласно данных последней переписи населения в селе Старая Ювала проживает 1108 человек.

Страничка подготовлена Зеленчуковой Ириной на основании материалов музея "Прометей". Руководитель Фадеева Людмила Фёдоровна.

                      

E-mail:  zelvik@e-mail.ru

Вернуться на главную

 

 

 

 

                                                                                                                    

                                                                 

                                                                    



Хостинг от uCoz